Экспозиция, посвященная жизни и деятельности Михаила Константиновича Треушникова (5 ноября 1938 - 7 апреля 2021)
Михаил Константинович Треушников
5 ноября 1938 - 7 апреля 2021
Более сорока лет кафедрой гражданского процесса МГУ имени М.В. Ломоносова руководил доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Михаил Константинович Треушников. С университетом он был связан более пятидесяти лет.
Михаил Константинович Треушников — советский и российский учёный-правовед, специалист в области гражданского судопроизводства.
Михаил Константинович родился в городе Городце, что стоит на Волге, в простой многодетной семье 5 ноября 1938 г.
Михаил, рано повзрослев, научился преодолевать трудности военной и послевоенной жизни, помогал родителям по хозяйству. Будущий ученый отлично учился в школе. Юношей мечтал о мореходке, куда по состоянию здоровья его не приняли.
В 1957 году с отличием окончил Городецкое педагогическое училище, получив специальность учителя. Потом три года находился на комсомольской работе. В 1960 году поступил в МГУ имени М. В. Ломоносова, который с отличием окончил в 1965 году. На протяжении учебы являлся Ленинским стипендиатом. Затем в течение пяти лет занимал должность народного судьи Москворецкого (Советского) районного суда в г. Москве.
Дальнейшая профессиональная деятельность Михаила Константиновича
связана с юридическим факультетом МГУ: в 1970 году поступил в аспирантуру, а в 1973 году досрочно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Допустимость доказательств в гражданском процессе». В 1978 году стал доцентом, в 1984 году защитил докторскую диссертацию на тему «Доказывание и доказательства в гражданском процессе», в 1988 был удостоен звания профессора. Заведовал кафедрой гражданского процесса с 1983 года и по 2021 год.
Кроме того, с 1982 по 1990 год — заместитель декана юридического факультета МГУ по учебно-воспитательной работе.
С 1991 по 2001 год вместе с профессором В. К. Пучинским возглавлял группу ученых и практиков, участвовавших в разработке ныне действующего ГПК РФ 2002 года. Деятельность этой группы отражена в книге «Путь к закону» (под ред. М. К. Треушникова).
Читал общий курс лекций по российскому гражданскому процессу и спецкурс по теории доказательств в гражданском и арбитражном процессах. Автор большого числа учебников, учебных пособий и монографий по юриспруденции.
Михаил Константинович часто приезжал в родной город навестить родителей и многочисленных родственников. В Городце его знали и любили. Для каждого он находил время поздороваться, поговорить, а если надо — помочь.
В 2020 году М.К. Треушникову, как настоящему «волгарю», сыну своего Отечества, присвоено звание «Почетный гражданин Городецкого Муниципального района».
Михаил Константинович ушел из жизни 7 апреля 2021 года. Похоронен на Кудашихинском кладбище в городе Городце Нижегородской области.
В Научно-образовательном центре «Центр нотариального права «Путь к закону» создается экспозиция, посвященная памяти М.К.Треушникова. В Центре уже заняли свое место личные вещи Михаила Константиновича, его книги, картины, фотографии.
Пользуясь случаем, обращаемся к коллегам, родственникам и друзьям Михаила Константиновича с просьбой помочь Центру в расширении экспозиции. Возможно, у кого-то сохранились фото, вещи или книги, принадлежавшие, либо связанные, с его жизнью и деятельностью. Эти экспонаты займут достойное место в экспозиции нашего Центра.
В.В. Аргунов «Проссецуалист нового мира, профессор» | Михаил Константинович Треушников (1938-2021)
Городец история
Городец Радилов, вотчина князей из рода Боголюбских, всего на несколько лет моложе Москвы. Его история необыкновенно богата, ведь Заузолье, местность между реками Керженцем и Узолой, с древнейших времен было одним из культурных, динамично развивающихся центров Поволжья. Недалеко от Городца расположен Макарьевский монастырь и в самом городе – Феодоровская обитель, основанная в 1154 году, с ее иконописными и другими ремеслами. Они, несомненно, влияли на общую творческую атмосферу края, населенного трудолюбивым народом. Сподвижник знаменитого иконописца Андрея Рублева Прохор из Городца, святой благоверный князь Александр Невский прославили эту землю.
Другое название Городца - Малый Китеж. История этих мест необыкновенно богата и динамична. Городец исстари был богат предприимчивыми и талантливыми людьми, здесь процветали судостроение и многие ремесла, шла бойкая торговля кустарным товаром. Заволжская домовая резьба, ткачество и золотошвейный промысел, вышивка, кружевоплетение, рукописные и старопечатные книги с миниатюрой, кузнечные изделия, разнообразная утварь, мебель, пряничное производство, гончарство, щепной товар (сани, дровни, саночки, кадки и ушата, коромысла), а также лапти и, конечно, знаменитые инкрустированные (XVIII–XIX вв.) и расписные (XIX–XX вв.) донца для прялок, веретена, птицы из щепы и разнообразные игрушки – все это составляло традиционный городецкий товар. Игрушку же мастерили почти в каждом населенном пункте городецкого куста.
За века своей истории Городец пережил периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Он был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых старообрядцев и предприимчивых купцов.
Восемь с половиной веков – почетный возраст. Но Городец – город древний и одновременно молодой. Городец – город старинных церквей и купеческих особняков, город волгарей, некогда крупный центр деревянного судостроения в Поволжье, город с богатым историческим наследием и славным настоящим.
В славном живописном Городце, что стоит на Волге, 5 ноября 1938 года родился будущий ученый-юрист Михаил Константинович Треушников, который впоследствии называл себя потомственным «волгарем».
25 июня 2020 г. Городецкий муниципальный район Нижегородской области принял решение присвоить Михаилу Константиновичу Треушникову звание «Почетный гражданин Городецкого муниципального района» за особые заслуги в области юридических наук и в сфере развития гражданского общества, значительный вклад в дело приумножения славы Городецкого района.
В Городце Михаила Константиновича знали и любили. Для каждого он находил время поздороваться, поговорить, а если надо — помочь. Многие годы Михаил Константинович прожил в Москве, однако и духовная, и физическая связь с малой родиной не прекращалась до конца жизни. Годы детства, юности в родном краю оставили в душе и мыслях Михаила Константиновича неизгладимые впечатления. Похоронен М.К.Треушников в Городце на Кудашихинском кладбище.
На родине Михаила Константиновича в Городце проводится ежегодная научно-практическая конференция «Путь к закону», призванная развить наследие М.К. Треушникова, предоставить слово ведущим процессуалистам, укрепить научное сотрудничество, выявить молодые таланты.
Картины Людмилы Варламовой
Людмила Варламова - известная московская художница, член Московского союза художников, член Международного художественного фонда, член Творческого объединения женщин- художников «Ирида».
Людмила Васильевна обладает своеобразно развитым, динамичным и емким талантом. Ее работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Также ее работы находятся в музее Большого театра, в Пушкинском Доме (г. Санкт-Петербург), в Пушкинском литературном музее, музее Москвы, усадьбе Узкое. Произведения художницы наполнены тончайшими нюансами и яркими оттенками жизнерадостной палитры.
В экспозиции нашего Центра также заняли свое место две работы художницы, принадлежавшие М.К.Треушникову («Волга, Городец», бумага, акварель, 1986 г. и «Дорога к Волге. Городец», бумага, смешанная техника, 1989 г.).
Стол и кафедра-трибуна
В экспозиции нашего Центра есть два экспоната, которые непосредственно связаны с историей Юридического факультета и кафедрой гражданского процесса. Это чайный столик, принадлежавший М.К.Треушникову и кафедра-трибуна для выступлений и докладов 70-х годов прошлого века.
История вещи - это история человека, история семьи, часть истории нашей страны. Эти экспонаты хранят память нескольких поколений и атмосферу прошлых лет. Кафедра-трибуна – типичный предмет интерьера в помещении каждого учебного подразделения факультета того времени. Она была универсальной и легко переносилась. С нашей кафедры-трибуны выступали известные профессора Московского университета, внесшие творческий вклад в развитие учения о нотариате и гражданском судопроизводстве: Александр Филиппович Клейнман, Аркадий Александрович Добровольский, Игорь Константинович Пискарев, Серафима Александровна Иванова. Не раз держал слово за ней и сам М.К. Треушников. Каждому, кто хотел высказаться, трибуна давала стройность речи и весомость аргументов. А за чайным столиком шло неформальное общение, обсуждение научной и преподавательской жизни на факультете: любой, кто бывал в кабинете М.К. Треушникова как коллега, друг, гость, обязательно вспомнит данный предмет интерьера с теплом и надеждой, что «всё получится».
Подобные экспонаты играют важную роль в преемственности поколений, сохранении связующей нити между прошлым и будущим. Возможно, у кого-то есть история или эпизод из жизни, связанные с этими экспонатами. Наш Центр планирует расширение экспозиции и будет рад содействию в ее пополнении.
Городецкая игрушка
Окрестности древнего города Городец славились своими деревянными игрушками. Но впоследствии именно в Городце этот промысел закрепился и развился до большого искусства, здесь же окончательно стилистически оформилась оригинальная городецкая роспись, сформировались основные типы городецкой игрушки. Городецкая игрушка – это особенное явление в русской культуре. Их изготовление было процессом весьма сложным. Каждое изделие делалось без единого гвоздя и без применения клея. Свою родословную они ведут от старинных кукол-балбешек, вытесанных из полукруглых чурбачков. Роспись всех этих изделий была типично городецкой и состояла из цветов, бутонов и листьев, а также в узор вписывались птицы и вазы.
Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, кони, пароходы, кошки, собаки, куры, петухи, козы. Дополнением к игре являются выпиленные из доски и расписанные домики.
Городецкие мастера практиковали также изготовление сюжетно-жанровых изделий и многофигурных механических игрушек. Интересна и расписная звуковая или музыкальная игрушка Городца: птички-свистульки, свистульки-матрешки, дудочки, сопелки, погремушки, трещотки, балалайки, колокольчики. Шарообразные погремушки наполняли горохом, маленькими камушками, пуговками – и звук получался разный. Играя на дудочках и свистульках, малыши развивали дыхательную систему, а погремушки и различные ударные инструменты, способствовали развитию чувства ритма, музыкального слуха.
Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт любой городецкой игрушке оригинальность и свежесть.
В экспозиции Центра нашли свое место яркие и самобытные городецкие игрушки из личной коллекции М.К.Треушникова.
Городецкая посуда
Городецкая роспись по дереву стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.
Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси. Она начинает свою историю с незапамятных времен. Традиционная русская посуда – чаши, солонки, ступки, сахарницы, поставки, ложки, кубки, ковши, братины, ополовники (половники), подносы. Позднее появились конфетницы, бокалы, блюда, тарелки, приборы для специй, наборы для подачи медов, квасов, ухи, окрошки и т. д
Городецкая посуда привлекает яркой росписью. Любой сюжет в городецкой росписи украшает цветочная гирлянда. Особенности городецкой росписи – чистые, яркие краски, четкий контур, белые штрихи, создающие условный объем и живописность.
Веселая и праздничная городецкая посуда из коллекции М.К. Треушникова заняла свое место в экспозиции нашего Центра.
Городецкая роспись
Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких досок. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.
Городецкие мастера росписи очень любили цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха.
В экспозиции нашего Центра имеется панно, выполненное современными мастерами городецкой росписи из личной коллекции М.К. Треушникова.
Городецкая пряничная доска
Городец относится к древнейшим городам Нижегородской области. Издавна он являлся крупным ремесленным и торговым центром региона. Здесь было развито множество промыслов, один из самых известных – выпечка пряников. Время его возникновения точно не установлено. Скорее всего – это XVII- XVIII столетие.
Составной частью производства было изготовление деревянных досок для печатания пряников. В Городце проживало множество мастеров-резчиков, со временем он стал одним из крупнейших центров художественной резьбы пряничных досок.
Городецкие пряничные доски являются экспонатами многих музеев России, в том числе Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Российского этнографический музея, Русского музея и других.
Уникальная городецкая пряничная доска заняла достойное место и в экспозиции нашего Центра. Эта реликвия, принадлежавшая семье М.К. Треушникова, была передана его сыном Антоном.
Данный экспонат свидетельствует о высоком мастерстве резчика, что позволяет его воспринимать как своеобразное декоративное панно и произведение искусства.