Нотариат в изобразительном искусстве
К.В.Лебедев
Подьячий, 1912
Бумага, акварель, гуашь
Вязниковский художественно-исторический музей
Текст читает: Михаил Осипов
На картине изображены два оживлённо беседующие типажа XVII века - дьяк и подьячий. В Московской Руси подьячий (помощник дьяка) был канцеляристом. Под руководством дьяков подьячие выполняли основную делопроизводственную работу в центральных и местных государственных учреждениях. В конце XVI века в России структурировался светский нотариат в виде так называемого сословия площадных подьячих – особого класса людей, специально занимающихся составлением различных письменных актов, из этой группы писцов и развился со временем нотариат.
Квинтен Массейс
Портрет нотариуса, около 1510 года
Дерево, масло
Шотландская национальная галерея, Эдинбург
Текст читает: Михаил Осипов
Гениальный шедевр, сотворенный художником с особой лиричностью, соединенной с гротеском. Нотариус изображен на фоне пейзажа за аркой. Этот образ проникновенного, проницательного, вечно бодрствующего человеческого интеллекта: он принадлежит всем временам, локальные приметы времени в нем растворены и почти неощутимы.
Крест, перо, роза, бумага и письменные принадлежности указывают, что перед нами нотариус - человек, чья обязанность заверять людям документы, однако его собственная личность осталась неустановленной. Массейс, изображая нотариуса, не упустил ни одной детали, прописал каждый символ, зная при этом глубокий смысл каждого из них.
С. С. Соломко
Писец, 1910
Бумага, акварель, карандаш
Текст читает: Михаил Осипов
С.С. Соломко - русский художник, акварелист и график, воспроизводивший на открытых письмах сюжеты русской старины.
Работы Сергея Соломко отличаются реалистичностью и величием. Художник мастерски рисовал как образы исторических героев, так и персонажей сказок, легенд и былин.
Иллюстрации С.С. Соломко сохранились только в дореволюционных изданиях и на старых почтовых открытках.
На рисунке изображен писец, читающий молодой боярыне некий документ.
Писцы в московской Руси назначались из "дворян добрых и знатных людей", для производства межевания и для составления писцовых книг. В России существовал особый класс писцов — «площадные подьячие», которые в XVI веке занимались составлением на площадях различных письменных актов. Именно их можно считать прототипом современного института нотариата. К XVI веку писцы и площадные подьячие образуют особое профессиональное сословие, которое осуществляет подтверждение совершения сделок за вознаграждение.
Габриель Метсю
Нотариус с пером, 1653
Дерево, масло
Частная коллекция
Текст читает: Михаил Осипов
Габриель Метсю - голландский художник Золотого века, мастер жанровой, портретной и религиозной живописи - изобразил пожилого нотариуса, сидящего за столом с бумагами, и держащего в руках перья для письма.
Перо, как письменная принадлежность означает деятельность нотариуса: символ письма, подписи, закрепления мысли и волеизъявления, скрепления деяний. Перо указывает на традицию письменного обязательства и его удостоверения . Бумаги с печатями, говорят о его авторитете и власти .
В 17 веке в Европе полномочия нотариусов были особенно велики, поскольку они принимали участие в судебной и правотворческой деятельности.
С.В. Иванов
В приказе Московских времён, 1907
Картон, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Текст читает: Михаил Осипов
Картина отражает расхожее представление о приказах в средневековой Москве. Приказы являлись центральными правительственными учреждениями, которые ведали всеми областями государственного управления.
Возникнув в конце XV века, они постоянно развивались и совершенствовали свою работу. К концу XVII века в столице насчитывалось уже несколько десятков приказов. Например, Печатный приказ служил своего рода главной нотариальной конторой. Приказ Каменного дела ведал государственным строительством. Сравнительно просты были функции приказов Монастырского, Золотого и Серебряного дела, Аптекарского, Холопьего, Приказа книгопечатных дел и других.
С раннего утра в приказах на Ивановской площади уже стояла очередь из самых разных слоев того общества, каждый из которых пришёл со своим прошением.
А.С. Янов
Приказ в Москве, 1879
Холст, масло
Серпуховский художественно-исторический музей
Текст читает: Михаил Осипов
Это полотно - один из лучших образцов русской исторической живописи.
Приказами в России в XVI – начале XVIII века называли органы центрального управления. Служили в них дьяки – государственные служащие. Один из древнейших приказов - Печатный приказ. Приказ удостоверял подлинность грамот, наказов, указов, памятей и всяких вообще актов, выдаваемых частным лицам в Москве, посредством приложения к ним государственной печати. Приказ заведовал также сбором Печатных пошлин, поступавших в присутственные места вообще по всему государству.
XVII век – новый этап в развитии приказной системы, вызванный необходимостью укрепить государство. Были восстановлены Каменный, Аптекарский приказы, Приказ книгопечатного дела, создавались новые. В первой половине века создавались временные приказы, решавшие неотложные задачи. Так, в военное время возникали Приказы сбора ратных и даточных людей, денежного и хлебного сбора и другие.
Джордж Шеридан Ноулз
Подписание брачного договора, 1905
Холст, масло
Частная коллекция
Текст читает: Михаил Осипов
В Англии до 1882 года замужняя женщина не могла иметь собственность и распоряжаться ею по своему усмотрению. Все, чем она владела до брака, переходило в собственность мужа. В 1882 году парламент Великобритании принял закон о собственности замужних женщин, согласно которому жена объявлялась самостоятельным субъектом имущественного права.
Причиной появления брачных контрактов явилась потребность будущих супругов самостоятельно определять свои имущественные отношения в браке.
Питер Брейгель Младший
«У нотариуса» («Кабинет деревенского адвоката»). 1618
Масло. Дерево.
Музей изящных искусств г. Гент, Бельгия.
Текст читает: Михаил Осипов
Известное полотно художника, картина 1618 года «Кабинет деревенского адвоката», с легкой руки создателей репродукций стала известна в нашей стране под названием «У нотариуса». Возможно, что поводом для подобной трактовки названия послужило бурное развитие публичного нотариата в крупных торговых городах Нидерландов в Средние века и Новое время. Первые профессиональные нотариусы появились в Антверпене менее чем за одно столетие до создания картины.
Существует 19 подписанных и датированных версий этого полотна, отличающихся деталями и одеждой персонажей.